Хрустальную посуду делают из горного хрусталя?


Древний материал

Хрусталь — видоизменение стекла, обладающее составом, в котором содержится минимум 24 % окиси бария или свинца. Именно поэтому он создает переливы света на поверхности. А также материал получается более пластичным и лучше поддается резьбе.

Название происходит от слова «кристаллос», которое использовали греки. В переводе оно означает ‘лед’. Последнее вполне объяснимо из-за и впрямь внешнего сходства со льдом.

Горный хрусталь
Горный хрусталь

История хрусталя

Разновидность, называемая горным хрусталем, существовала еще в древние времена. Фактически это был природный минерал кварц. Сначала из него делали линзы для разжигания костров. Но чистый кварц без посторонних примесей очень красив внешне, и это нельзя было не заметить. Поэтому позже минерал стали использовать для изготовления различных предметов.

Производить изделия из кварца в России начали примерно с XIII века. Первая мануфактура была построена в городе Гусь-Хрустальный.

Один случай из истории говорит о том, что специально для Петра I мастера сделали самовар из большого куска кварца.

Но в современном виде хрусталь появился в XVII веке в Англии. Все началось с желания английского правительства сделать страну владычицей морей. Вся древесина была брошена на создание флота. Ее запрещалось использовать в других производствах. Тех, кто выпускал стекло, это тоже коснулось. Теперь древесина для них была «потеряна», и пришлось искать другие выходы.

Еще в начале века производители заметили, что использование угля делает стекло более прозрачным. И тут начались эксперименты. Путем проб и добавлений различных веществ хрусталь был получен Джорджем Равенскрофтом в 1676 году.

Но Англия так и не смогла распространить его по всему миру. Вместо нее, это сделала Франция. В этой стране появилась мануфактура «Вонеш-Баккара». Позже французы стали производить особый ценный хрусталь под названием баккара. Именно он и стал знаменит на весь мир во второй половине XIX века.

Как делают правильный хрусталь

Хорошая новость: гонения на хрусталь закончились. Когда-то Его сиятельство скоропалительно объявили безвкусным наследием советских сервантов, а теперь хрусталь — яркая звезда модного интерьера и сервировки. Ну а где мода, тренд и хайп, там и подделки, и имитация. Чтобы узнать, как делают правильный хрусталь, корреспонденты «ВВ» отправились на старейший отечественный хрустальный завод — в стекольную столицу России, в город Гусь-Хрустальный.

Город в городе

У проходной Гусевского хрустального завода нас встречает Галина Власова — наш проводник в мир сверкающих алмазных граней, замысловатых форм и хрупкой роскоши. Галина Михайловна местная, гусевская, вся ее профессиональная жизнь, как и многих горожан, связана с заводом. Начинала у станка, потом получила специальность технолога — училась в вузе без отрыва от производства, а последние несколько лет Власова и экскурсовод, и летописец, и хранитель музейных фондов. Кажется, про секреты мастерства стеклоделия и историю «хрустального города в городе» она знает все. С легкой грустью вспоминает, что когда-то градообразующее предприятие имело в штате 6000 рабочих. Работать на заводе было престижно и выгодно, традиции блюли, новаторство поддерживали.

— А сейчас?

— Да и сейчас есть чем похвастаться, — патриотично заявляет Галина Михайловна и ведет нас… в магазин.

Торговая точка при ГХЗ — небольшое помещение, а ассортимент достоин масштабных выставочных залов. На витринах — изобилие, разнообразие форм и цветов: вот сапфировая ваза, вот красный бокал, тут черно-белый графин и зеленые рюмки-лафитники. Однако цены «кусачие»: красиво, но дорого.

— Эта работа не может стоить дешево, — уверяет Власова. — Вы сейчас сами увидите, какой это тяжелый труд — на каждом этапе производства. Хотя я не удивляюсь реакции. Мы всех гостей-туристов приводим в магазин. Сначала говорят: «Ой, как дорого!» — а после экскурсии уже считают, что и недорого вовсе. Ведь практически каждое изделие — эксклюзив, ручная работа. И специалисты у нас уникальные.

Один из таких уникальных специалистов — гравер Максим Морозов. Недавно он стал дипломантом Всероссийской выставки-ярмарки народных художественных промыслов «ЛАДЬЯ. Весенняя фантазия-2018».

На завод пришел подмастерьем — вырос в мастера. Азы гравировки осваивал под началом Владимира Анатольевича Митрофанова.

«Келья» Максима заставлена, развернуться негде: в ящиках в ожидании чуда томятся бутыли и вазы. На каждую гравер нанесет тончайший рисунок и все — ручками-ручками.

По миллиметру Максим протравливает хрустальную поверхность оставленных пустыми линз-окон: скоро здесь вырастут деревья, на ветках угнездятся диковинные птицы…

Закладка — по «рецепту»

Переходы, лестницы, коридоры… И вот мы у «мартеновских печей». Галина Михайловна была права: изготовление хрустальной красоты — работа архисложная, тяжелая.

На возвышении-полукружье бурлят печи, поигрывая апельсиновым пламенем. В печных горшках варится стекломасса — основа будущих шедевров.

Сварить хрусталь — как сотворить авторское блюдо. Ингредиенты: смесь песка, поташа и свинца — закладываются в горшок с вечера и строго по «рецепту».

Правильный хрусталь, а именно такой производит Гусевской хрустальный завод, содержит 24% оксида свинца. От плюмбума (свинец по латыни Plumbum; в таблице Менделеева обозначается символом Pb. — Прим. авт.) зависит чистота хрусталя, его звучание и вес: тяжесть элитарной посуде придает именно свинец.

Жар ощущается даже у подножия печей. Наверху и вовсе с непривычки невыносимо. Хрустальную основу варят при очень высокой температуре — 1450 градусов, а придают форму — при 1200 градусах.

Жаростойкие выдувальщики

Возле печей сегодня работает бригада Евгения Гусева. Суеты нет, но все происходит очень быстро. Работает команда, как отлаженный механизм, четко зная, кто и что должен делать в конкретный момент. Иначе нельзя: чуть зазеваешься — весь труд насмарку, да и зевать возле огнедышащих печей и горелок опасно.

Из жерла стекломассу достают длинной трубкой. Отточенными движениями переносят к форме, постоянно переворачивают, подкручивают, чтобы стекломасса не утекла и раньше времени не остыла. В каждом движении — четкость.

На одном конце трубки — медовая капля, на другом — резиновая груша, которой подают внутрь капли воздуха. Но если нужно раздуть хрусталь до больших размеров, груши не хватит, и тогда (так было и сто лет назад, и двести) рабочий использует силу своих легких. Вот и сейчас, на наших глазах, молодой крепкий мужчина — помощник бригадира Владимир Катков набирает полную грудь горячего воздуха и через трубку-самодувку отправляет его в сердце будущего хрустального произведения.

В новейшей истории завод сделал ставку на яркость — однотонные цветные изделия или изделия с цветным накладом. В производстве они сложнее, но результат стоит усилий. Мастер опускает бесцветную каплю хрусталя в центробежку, где уже замешан цвет. Ярко и быстро два слоя соединяются: цветной наклад обволакивает бесцвет. Позже наклад украсят рисунком — прорежут грани, сквозь которые засияет прозрачный хрусталь.

Сочетание цветов — самое разное. При нас в горшках варили бирюзу, кобальт (он дает глубокий синий цвет), бесцвет и хрусталь популярного медового оттенка. Для каждого цвета используют особые элементы-красители: селен — для красного, марганец — для фиолетового, медь — для зеленого. Богатую цветовую гамму дают эрбий и неодим: от розового до сиреневого.

Колпак сними, стакан охлади

После того как нужная форма придана, изделие помещают в печь отжига для снятия внутреннего напряжения от высокой температуры и резкого охлаждения. Иначе бокал или ваза разлетятся на мелкие кусочки. Остывать «большой» хрусталь будет долго: крупные формы проведут в печи сутки. Мелкие изделия достаточно на пару часов отправить в лер (для обывателей это устройство выглядит как закрытая коробом лента-транспортер). Внутри лера установлены газовые горелки, которые регулируют температуру, постепенно снижая ее до 40-50 градусов.

Опытный выдувальщик Сергей Дубровин, работающий по соседству с основными силами бригады Гусева, при нас за несколько минут сотворил несколько цветных стаканов. Помощница перенесла их в лер, а оттуда они поступят для дальнейшей обработки.

Для начала стаканы избавят от колпаков — верхней части изделия, где была стеклодувная трубка. Для этого стакан помещают на вращающуюся подставку к пламени газовой горелки. После среза изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки, достаточна ли толщина у стекла. Все в порядке? Тогда милости просим — на алмазный участок, за бриллиантовыми гранями к мастерам-шлифовщикам.

Глаз — алмаз

На алмазном участке вазы, графины, бокалы обретают привычный для нас вид. Здесь рождается знаменитая мальцовская или, как еще ее называют, гусевская грань, заставляющая свет играть, цвет блистать, а поклонника хрусталя замирать от восторга.

Некоторые рожденные на гусевском заводе узоры стали эталоном стеклоделия. Кольца, ромбы, восьмигранники, пирамиды со срезанной верхушкой и рассеченные крестом… Они плотно покрывают гладкую хрустальную поверхность или, напротив, оставляют «воздух», давая нам возможность всмотреться в спокойную гладь элитного стекла.

На алмазном участке шумно — работают установленные в ряд станки шлифовщиков. На первый взгляд — конвейер, на самом деле — индивидуальный подход к каждому изделию. Работа шлифовщика тонкая, тут глаз-алмаз нужен: линии должны лечь ровно, не испортить рисунка. Кстати, все работники алмазного участка ГХЗ имеют высший шестой разряд — любую операцию могут сделать от начала до конца. Народ опытный!

Но прежде чем приступить к резьбе по хрусталю, надо на чугунной шайбе обработать острые после срезки колпака края изделия, а потом нанести разметку рисунка. Сегодня на разметке работает шлифовщица Елена Масальская. Белым маркером Елена наносит орнамент на вазу-корзинку и передает ее мастеру.

Жужжит алмазный круг, режет хрусталь, в умелых руках шлифовщика вертится ваза, постепенно покрываясь замысловатым узором. Михаил Еремеев на гусевском заводе работает сорок лет. Сколько хрустальной красоты прошло через его станок — подсчитать невозможно, но интерес к работе не потерян. Сейчас, говорит, еще интереснее стало: помимо изделий, выполненных в традиционном мальцовском стиле, ГХЗ выпускает современные — с учетом новых тенденций и спроса.

— С нашими художниками не заскучаешь, — смеется Михаил. — Всегда что-нибудь новенькое придумают! Был заказ на хрустальные ракеты, парусник — сложно, но интересно. Сейчас вот делаю вазу, которую придумала наша молодая художница Березина. У молодежи свое видение, позволяющее заводу идти в ногу со временем.

На алмазном участке мы, кстати, встретились с молодым талантливым художником — Светланой Березиной, лауреатом множества престижных выставок и конкурсов. Светлана — выпускница Петербургской художественно-промышленной академии. Родом из Челябинска, но вот уже несколько лет живет в Гусе, работает на заводе и создает поистине уникальные хрустальные композиции. В своих произведениях Березина использует не только возможности огранки и цвета, но и… дары природы. Веточками, шишками или ракушками по замыслу художника обкладываются формы, в которые заливается огненный хрусталь. Под действием высокой температуры природный материал разрушается и прогорая остается контуром на внешней поверхности хрусталя. Шедевр!

Последний штрих

Чтобы грань стала прозрачной, нужна химобработка. В цехе химической полировки посуду в кассете опускают в ванну с кислотой — она разъедает и полирует стекло. Затем изделие возвращается на шлифовальный участок, где его моют водой и при необходимости наносят уже матовые грани.

Когда все этапы пройдены, продукция подвергается строгому контролю. На торговые прилавки попадет только лучшее, проверенное отделом качества. Начальник ОТК Ирина Глебова знает толк в хрустале: заметит даже незначительные дефекты, безжалостно отправляет хрусталь-неудачник на переплавку или на доведение до ума мастерам-алмазчикам.

— Мы должны поддерживать репутацию, блюсти бренд, — говорит Ирина Николаевна. — Все знают, что гусевской хрусталь — это качество, это красота, традиции и безопасность. Недаром же мошенники, торгующие простым стеклом, пытаются выдать свой товар за наши изделия. Но простое стекло так блестеть не будет, не заиграет, не зазвучит. Да и вес, например, салатника или графина подскажет покупателю, хрусталь он держит в руках или стеклянную подделку.

Каждое изделие ГХЗ снабжают логотипом-наклейкой, упаковывают в фирменные коробки и отправляют в магазины. Особо интересные образцы хрустального искусства, копии авторских заказных работ останутся на заводе.

Интересно было бы заглянуть в этот музей хрусталя на производстве… Наш провожатый Галина Михайловна любезно соглашается показать журналистам «ВВ» образцовую.

Это просто праздник какой-то!

В образцовой — образцовый порядок, а собранная коллекция, пожалуй, составит конкуренцию Музею хрусталя. Впрочем, это и есть настоящий музей.

Образцовые кладовые были созданы в 1835 году специальным царским указом, чтобы стать школой для мастеров. За два с половиной века Гусевской завод скопил несметные хрустальные сокровища. Достаточно напомнить, что в 1981 году завод передал в фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника около 6500 изделий, которые хранились в кладовой.

Но и сегодня коллекция ГХЗ поражает роскошью и разнообразием экспонатов. В образцовой собраны авторские композиции из цветного хрусталя на отвлеченные темы. Здесь же — выполненные по эскизам художников штофы, графины, фужеры, рюмки, запущенные в массовое производство и снискавшие популярность у покупателей. На почетном месте — заказные сувениры для корпораций, федераций и випов.

Вот, например, большая составная ваза фиолетового цвета с алмазной гранью и портретом патриарха Алексия II. Поодаль — хрустальный символ «Яндекса», призы для музыкантов и артистов, победителей фестивалей и конкурсов. Отдельный стенд — для спортивных наград: боксерские перчатки, баскетбольные мячи и массивный кубок футбольных чемпионов России из стекла высшей пробы. Знаменитую хрустальную сову для знатоков «Что? Где? Когда?» изготавливали тоже в Гусе.

Рассмотреть все экспонаты образцовой кладовой за раз невозможно. Щедрость алмазных граней, доведенных до совершенства, роспись, золочение, сочетание причудливых форм и ярких цветов. В каждой детали, в каждом изгибе застывшего хрустального кружева — мастерство. Побывать в образцовой Гусевского завода — это как окунуться в сказочное зазеркалье, перешагнуть черту между реальностью и фантазией. Реальность, впрочем, такова: гусевской хрусталь — это наше национальное достояние.

Свойства хрусталя

Хрусталь — это разновидность стекла, которая содержит не меньше 24 % оксидов некоторых веществ, преимущественно используют свинец или барий. Если процентное содержание этих элементов меньше, стекло считается уже кристаллином.

Отличительные свойства:

  • особая плотность даже при тонкой поверхности;
  • прозрачность;
  • блеск;
  • радужный эффект при светопреломлении;
  • мелодичность.

Можно легко проверить подлинность хрустального бокала. Для этого нужно намочить палец и провести по краю предмета. Подлинное изделие издает мелодичные звуки.

Люстры из хрусталя

Производство хрусталя

Посуда производится с помощью: прессования, выдувания, прессовыдувания или центробежного литья. Наиболее распространенный способ – выдувание, так как сразу получается целое изделие, а не части, которые потом соединяются. Метод бывает ручным и механизированным. Самым ценным считается изделие, полученное с помощью ручной работы, с использованием стеклодувной трубки. При таком способе (гутенский метод) вещи получаются округлой неопределенной формы, каждое изделие неповторимо.

Затем посуда подвергается огранке при помощи вращающихся кругов искусственного алмаза, и последующей обработки кислотами. Качество хрустальной посуды определяют по художественному оформлению. От простой формы – ромб (четыре грани), до сложной сетки. Чем больше граней – тем выше качество.

Кроме огранки, хрусталь подвергают гравировке, шлифованию и резьбе.

Сейчас большой популярностью пользуется цветной хрусталь. Самый известный сорт выпускают в мастерских Севра (Франция) — он аметистовых, жемчужных и голубых тонов.

Хрустальную посуду часто декорируют. Одни художники — золотом, вплавляя золотую фольгу в само стекло или покрывая снаружи. Другие расписывают стекло вручную. Используют метод травления плавиковой кислотой, от этого изделие приобретает особый блеск. Иногда посуду обрабатывают острозернистым песком, от этого поверхность становится дымчатой.

Виды хрусталя

Хрусталь разделяют по нескольким признакам. В первую очередь, по веществам, содержащимся в его составе:

  • горный — природный минерал, вообще, без примесей;
  • бариевый — в изготовлении применяются оксиды бария;
  • свинцовый — в производстве используются оксиды свинца;
  • богемский — выпускается с применением стекла из калия и кальция.

А также есть варианты разделения хрусталя по процентному содержанию в нем примесей. Именно последнее влияет на качество продукции.

Согласно ГОСТу по содержанию примесей хрусталь разделяют на такие виды:

  • 10 % примесей — хрустальное стекло;
  • 18–24 % оксида свинца — малосвинцовый хрусталь;
  • 24–30 % оксида свинца — дорогой свинцовый хрусталь;
  • более 30 % оксида металла — элитный хрусталь.

Есть еще одни вариант классификации — европейский:

  • 1–15 % оксида свинца — кристалин;
  • 16–24 % оксида свинца — хрусталь;
  • 24–30 % оксида свинца — свинцовый хрусталь.

От процентного содержания оксидов свинца зависят свойства изделия.

Как изготавливают разноцветный хрусталь

Далеко не всем обывателям известно о существовании невероятно красивого цветного хрусталя, который имеет огромное число отличий от традиционного прозрачного материала. Главная его особенность – присутствие в составе металлических окисей, благодаря которым и формируется тот или иной оттенок.

Цветные бокалы и фужеры легко наполнить аристократическим благородством, окрасив его в розовый, зелёный, синий или фиолетовый цвет. Хотите получить красивое творение красного цвета? В таком случае необходимо добавить небольшое количество золота и кадмия. А если вам нужен романтический розовый оттенок — добавьте немного кремния.

Отметим, что у каждого производителя есть собственная «рецептура», благодаря которым и создаются неповторимые фирменные оттенки. В 18-19 веках европейские фабрики при производстве добавляли в консистенцию немного урана и коллоидного золота. Такая продукция считалась самой дорогой, высококлассной и безупречной в художественно-композиционном плане.

Отличие хрусталя от стекла

От обычного стекла хрусталь отличается по материалам и технологиям производства. Эти два фактора обеспечивают различие предметов по другим свойствам.

  1. Звук. При ударе по хрустальным изделиям образуется мелодичный звон и вибрация. Стукнув по стеклу, можно услышать лишь глухой звук и не будет никакого «дрожания».
  2. Через некоторое время на стекле появляются потемнения и порезы. С хрустальными предметами такого не происходит.
  3. Хрусталь более прочный. Его труднее разбить, чем стекло. Стекло разлетается на большие части, а хрустальный предмет — на мелкие.
  4. Из-за наличия свинца в составе хрусталь тяжелее, чем стекло.
  5. Хрусталь мягче и поэтому легче поддается обработке.
  6. Стекло быстро нагревается в руках, а хрусталь охлаждает руки.

Мнение эксперта

Сидоренко Александр

Оценщик антиквариата, нумизмат

А также стекло слегка увеличивает в размерах предметы, если смотреть через него. Хрусталь не дает такого эффекта.

Отличия от хрустального стекла

Основное отличие в составе. При производстве хрустального стекла часть оксида одного элемента заменяется оксидами других веществ. В случае со свинцом это следующие: цинк, барий, кальций, магний. Часть оксида калия заменяется оксидом натрия.

Хрустальное стекло мягче, чем обычное, но тверже, чем хрусталь.

Из-за своего состава хрустальное стекло дешевле хрусталя. Это обеспечило ему бо́льшую популярность.

Истоки возникновения народного промысла

История промысла – это история семьи, поскольку основателем мальцовского стекольного района является Аким Мальцов, построивший первый завод. После уже его дети и внуки продолжили строительство, создавая новые заводы и фабрики, каждая со своей специализацией.

(Общий вид фабрики фабрика Нечаева-Мальцева)

Внук Акима – Иван Мальцов специально уезжал за границу, чтобы там изучить тонкости европейских технологий выпуска хрусталя самого высокого класса. Полученные знания он внедрил на своих заводах, которые вскоре стали лучшими в стране. Подтверждением тому стала «большая золотая медаль», завоеванная продукцией на выставке в Санкт-Петербурге в 1833 г., а в 1835 году гусевский хрусталь стал известен всему миру.

В то время лидерство на мировой арене по выпуску цветного стекла и изделий из хрусталя оставалось за чешскими мануфактурами, славившимися богемским стеклом. Когда Николай I, в эскорте которого состоял Иван Мальцов, побывал в Чехии с монаршим визитом, промышленник не упустил возможности купить рецепт изготовления богемского стекла, немедленно внедренный на заводах в Гусе Хрустальном.

(Виды фабрики Нечаева-Мальцева)

Дальнейшая история поселка – это история успеха, не прервавшаяся и в советские годы. Население теперь уже города росло, а продукция пользовалась успехом. Так продолжалось до 1996 года, когда завоевав свою последнюю награду – престижный международный кубок «Золотой Меркурий» за сбережение историко-архитектурного наследия города, заводские цеха прекратили свою работу. На тот момент в городе проживало уже 76 тыс. человек и каждый 10-ый горожанин работал на хрустальном заводе.

Из-за непростой экономической обстановки с 90-х голдов в Гусе Хрустальном, завод так и не был полностью запущен. В декабре 2013 года удалось запустить только один – 4-ый цех, который работает и сейчас, выпуская художественные произведения стекольного искусства.

Ассортимент хрустальной посуды

В Средневековье хрустальная посуда была признаком достатка и роскоши. В СССР она была почти в каждом доме. Ни один праздник не мог обойтись без хрустальных чаш, вазочек, бокалов.

Ассортимент посуды очень разнообразен. Из хрусталя изготавливают всевозможные виды вазочек, салатниц, сахарниц, кувшинов, емкостей для специй.

Но самая популярная разновидность — посуда, предназначенная для напитков: бокалы, рюмки, фужеры. Вот здесь нельзя недооценить разнообразия. Такую посуду до сих пор используют в дорогих ресторанах, и даже находятся люди, которые говорят, что из хрустальных емкостей напитки вкуснее.

В настоящее время популярна цветная хрустальная посуда. Цвета получают путем применения различных добавок. Для получения зеленого — добавляют окись меди, чтобы был фиолетовый, — окись марганца, розового добиваются использованием кремния.

Ваза из хрусталя

​Хрусталь и хрустальное стекло: в чем разница?

27.03.2018 Мы привыкли, что в хорошем заведении напитки подают в хрустале, а дома его держат для особых случаев.

Обращаться с ним надо нежно: мыть только вручную, специальными средствами, и стараться не разбить и не поцарапать. Чтобы сэкономить, раньше использовали стекло с немного измененным составом. Оно прочнее хрусталя, но стенки толстые, грани не играют на свету, нет такой кристальной прозрачности и мелодичного звона. Наконец, лет 10 назад появилось хрустальное стекло, которое выглядит точно как хрусталь, но не содержит вредного свинца и намного прочнее.

Такое стекло хорошо смотрится и в дорогом ресторане, и в винном баре, его можно мыть в посудомоечной машине и ронять без риска. Как делают хрусталь?

Искусственный хрусталь стали делать, имитируя природный — он же горный хрусталь, разновидность кварца, из которого изготавливают украшения. В составе искусственного хрусталя — 24% оксида свинца, который выплавляют вместе с кремнием, содой, другими оксидами. Впервые с таким составом хрусталь изготовил английский мастер Джордж Рейвенскрофт в 1676 году.

Свинец придает стеклу пластичность. Поэтому у хрустальных бокалов такие тонкие стенки, можно изготовить очень мелкие детали и украсить сетью граней или гравированным рисунком. Второе, за что отвечает свинец — преломление света. Вот почему хрусталь такой прозрачный и так эффектно играет на гранях. Внешне это похоже на то, как мерцает ограненный бриллиант — отсюда и ассоциации с чем-то драгоценным, роскошным. Однако постоянная замена разбитого хрусталя обходится дорого, и фабрики все эти века искали другие составы, чтобы придать посуде прочность.

Как делают хрустальное стекло?

Раньше хрустальным стеклом считалось то, в котором оксида свинца меньше, чем в хрустале — 13-23%, а оксидов калия — 17%. Такими, например, были традиционные венецианское и чешское стекло, но их все равно относят к хрусталю.

Сейчас производители отказываются от свинца, который считается токсичным тяжелым элементом. Вместо оксида свинца добавляют, к примеру, кремний и титан — как это делают в Schott Zwiesel. Эта марка изготавливает бокалы, графины и декантеры из запатентованного материала Tritan™, точный состав которого держат в секрете. Готовую посуду закаливают в контрастных водяных банях при температуре от 15 до 70 градусов, охлаждают и тщательно шлифуют, а срез делают лазером по еще мягкому краю, чтобы он был идеально ровным и тонким.

В результате посуда из такого стекла получается очень прочной, прозрачной, красиво преломляет свет, как настоящий хрусталь. Тонкие стенки не бьются, и бокалы можно мыть в посудомоечной машине. Чтобы они были еще прочнее, уязвимые участки чуть утолщают и уплотняют.

Словом, современное хрустальное стекло выглядит, как хрусталь, но гораздо прочнее и безвреднее для организма. Такое сочетание — идеальный ход для заведений, где посуда нужна и презентабельная, и практичная.

Производство хрустальной посуды

Существует следующие четыре вида изготовления:

  • путем выдувки;
  • при помощи пресса;
  • прессовыдувка;
  • литье при воздействии центробежных сил.

Самый популярный способ — выдувание. Изготовление предметов таким методом обеспечивает большую прочность, потому что сразу производится цельное изделие. Выдувание, в свою очередь, разделяется на несколько видов:

  • ручное;
  • свободной формы;
  • механизированное;
  • вакуумное.

Хрустальная посуда, изготовленная путем ручного выдувания, — самая ценная и дорогая. В результате свободного выдувания всегда получаются предметы с уникальной формой.

Хрусталю обязательно требуется дополнительная обработка. Посуда подвергается алмазной огранке и полировке кислотами.

Есть четыре метода обработки хрустальной посуды:

  • резьба;
  • гранение;
  • шлифование;
  • гравирование.

В последнее время придумали особые способы украшения посуды. Самый популярный — декорирование золотом. Мастера покрывают предметы драгметаллом сверху или вплавляют его внутрь. А некоторые вручную расписывают покрытие.

Другими способами украшения можно изменить блеск посуды: сделать ее более сияющей или матовой.

  1. ВЫРАБОТКА — Производство хрустальных заготовок ручным выдуванием из расплавленной стекломассы. Технология выдувания стекла (хрусталь — тоже разновидность стекла) не менялась в течении тысяч лет

В работе стеклодува главное — высокое мастерство четко и слаженно работающей бригады. Стеклодув производит первичный набор хрустальной стекломассы на стеклодувную трубку ( понтию )Температура стекломассы (в разных зонах печи различная от 900 до 1500 градусов) , объем, первичная толщинность стекла на трубке — определяется мастером «на глаз». Правильность набора определяет успешность или неудачу всей дальнейшей работы. Важна температура стекла вес и первичная форма. Форма заготовки для дальнейшего выдувания должна быть приближена к геометрическим пропорциям предполагаемого изделия. Баночка формируется с использованием простых ручных приспособлений.

При изготовлении средних и больших изделий стеклодув производит повторную наборку расплавленного стекла на сформированную первичную баночку. При изготовлении особо крупных изделий стеклодув подходит к набору из печи до 5 — ти раз!!! Крупные изделия выдувают бригады стеклодувов самой высокой квалификации.

после каждого набора стекла необходимо формировать необходимые параметры заготовки.

Стеклодув раздувает баночку до необходимых размеров и пропорций перед помещением ее в стекольную форму

Последний этап выдувания : в раскрывную стеклодувную форму. Готовую к продувке в форме «баночку» помещают во внутреннюю полость раскрывной формы, форма закрывается и продувается до принятия колбой геометрии внутренней полости формы.

Затем форма раскрывается и заготовка из нее извлекается, снимается со стеклодувной трубке и отправляется в печь термообработки, тоннельную ( «лер» ) или муфельную ( «опечек» )

промежуточный прогрев хрустальной заготовки. Выдувание особо крупного изделия в деревянную форму

Наибольшие сложности возникают в процессе выдувания крупных изделий — здесь и сложный набор большого веса стекломассы , толщинность и геометрию выдержать труднее, и процесс выдувания в форму требует значительных усилий, занимает намного больше времени. Следует учитывать большую вязкость хрустля в процессе выработки, и то что при этом хрусталь остывает, поэтому часто приходится в процессе работы производить промежуточный прогрев (на фотографии бригада прогревает хрустальную заготовку перед окончательным выдуванием в форму. Обратите внимание на то что стеклодувная трубка гнется из за большого веса заготовки ) На особо крупных изделиях хрустальная заготовка за время выдувания прогревается несколько раз. Отжиг (термообработка после выдувания) больших хрустальных изделий — длительный и энергозатратный процесс, себестоимость его также намного дороже относительно небольших изделий.

имеем технические возможности изготовления особо крупных изделий

Выдувание изделия большого размера в деревянную форму. вся бригада должна работать четко и слаженно, как единое целое. От высокой температуры стенки формы быстро прогорают, и форма выдерживает небольшое количество изделий. Права на ошибку у стеклодувов нет.

Перед помещением в тоннельную печь на термообработку изделие необходимо остудить до температуры при которой изделие не деформируется от собственного веса . Стеклодув крутит заготовку на трубке пока не очтынет до необходимой температуры.

после выдувания хрустальные заготовки снимаются со стеклодувной трубки и помещаются в тоннельную печь на термообработку время отжига составляет от 2 до 12 часов в зависимости от геометрических размеров и веса изделия

готовая к нанесению рисунка алмазной грани заготовка — «гладье»

после отжига заготовки обрезаются в нужный размер и производится обработка края (заправка) Изделие имеет габариты и форму необходимую для будущего изделия. край обрезан на нужной высоте и заправлен по горизонтальной плоскости. На одной форме можно наносить различные рисунки алмазной грани, так как они наносятся вручную мастерами алмазчиками на профильных кругах.

Нанесение рисунка алмазной грани на хрустале производится вручную Сложность рисунка и четкость исполнения зависит от квалификации мастера — алмазчика. Заготовки с нанесенными гранями необходимо отполировать . полировка может быть химческой — в растворе кислот или ручной — с применением шлифпорошков. Ручная полировка целесообразна для проведения реставрационных работ антикварных изделий имеющих большую ценность.

ОТРАБОТКА РАЗНЫХ РИСУНКОВ ГРАНИ НА ОДНОЙ ФОРМЕ НА ПРИМЕРЕ:ПРОИЗВЕДЕНИЕ: Фужер парадной сервировки стола дома Романовых ОРИГИНАЛЬНЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ : Императорский Стекольный Завод Время производства: до 1900 г. Изделие выпускалось в большом количестве, в свободную продажу не поступало. Фужер входил в состав Дворцового сервиза парадной сервировки, которым сервировался стол для больших приемов, официальных мероприятий. Техническое задание к Компании РУССКИЙ ХРУСТАЛЬ: подготовить предложения для серийного производства фужеров похожей стилистики и архитектуры. Фужеры должны как минимум не уступать по качеству Романовским.

Уход за хрусталем

Хрустальная посуда может прослужить не одно десятилетие. Но для этого требуется тщательный уход. Есть несколько рекомендаций для поддержания красоты и качества.

  1. Мыть изделия нужно только в прохладной воде, но ни в коем случае не в горячей.
  2. Нельзя мыть изделия в горячей и холодной воде поочередно.
  3. Если нужно наполнить хрустальные изделия чем-нибудь горячим, сначала нужно поставить их на подставку, желательно деревянную. Иначе могут образоваться трещины.
  4. Нельзя хранить предметы, вкладывая их один в другой.
  5. При мытье посуды нужно отказаться от порошковых средств, например, от соды. Такие средства могут вызвать повреждения. Если посуду трудно отмыть, лучше сначала замочить ее.
  6. Нельзя использовать хрустальную посуду при разогреве еды в микроволновке или приготовлении блюд в духовке.
  7. Мыть хрустальную посуду нужно только руками. О посудомоечной машине в этом случае придется забыть.
  8. Чтобы избежать потускнения, нужно примерно раз в месяц протирать изделия уксусом, разведенным синькой или спиртом. А лучше делать это чаще.
  9. Нельзя вытирать хрустальные предметы жесткими тряпками.
  10. Потускневшую хрустальную посуду можно замочить в воде из-под вареной картошки или потереть половиной картофелины. Это вернет посуде сияние.

Некоторые считают, что хрусталь — это пережиток. Но вряд ли можно так думать, зная его удивительные свойства. В дорогих отелях, ресторанах и других заведениях хрусталь до сих пор является признаком богатства, достатка и хорошего вкуса.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: