Как удалить ржавчину с кузова автомобиля и остановить ее распространение?

Как известно, кузов является самой дорогой частью автомобиля. К сожалению, основным врагом кузова, не считая механических повреждений, является коррозия. Зачастую, появившаяся ржавчина на машине сигнализирует о том, что процессы образования очагов коррозии протекают достаточно активно, а сам кузов (весь или частично) по тем или иным причинам защищен не достаточно надежно.

При этом важно знать, что такие процессы имеют свойство быстро прогрессировать, если вовремя не принять меры. Далее мы рассмотрим, что делать, если появилась ржавчина на машине, а также как убрать ржавчину с кузова авто.

Почему образуется ржавчина

Из школьного курса химии все мы помним, что ржаветь способно только железо и его сплавы. Сама же ржавчина – не что иное, как окисленное железо. Коррозия металлической поверхности – процесс электрохимический, протекающий только при наличии воды или влаги в воздухе. Соли и прочие дорожные реагенты только добавляют скорости процессу.
Исходя из этого ясно, что кузов красят не только по эстетическим соображениям. Первоначальная функция ЛКП – защитить металл от окисления. Отчасти по этой же причине полировка кузова автомобиля воском. В качестве дополнительной защиты от коррозии автопроизводители часто оцинковывают кузов. Защитный слой из цинка надежно препятствует окислению металлической поверхности.

Причины коррозии

Металл разрушается под воздействием агрессивных факторов внешней среды. Это называют коррозией или ржавчиной. Термины эти, по сути, практически одинаковы. Однако коррозия — понятие более широкое. Коррозия металла происходит вследствие воздействия не только воды, но и химических веществ, находящихся в атмосфере и в той же воде.

Поскольку корпус автомобиля постоянно находится на воздухе, будет правильно говорить именно о коррозии.

Выясняя, как убрать ржавчину с машины, нелишне знать о том, что существует несколько видов коррозий: сухая и влажная атмосферные коррозии. В том случае, когда детали авто, находящиеся в сухой среде, например, в гараже, стали тусклыми, значит, им нужна антикоррозийная обработка. Она предотвратит контакт поверхности металла с влагой. При этом вы не увидите разрушения металла, поскольку сухая коррозия не так губительна для корпуса.

Другие последствия наступают, когда корпус машины подвергается влажной атмосферной коррозии. Со временем на поверхности металла образуется очаг ржавчины, которая постоянно растёт и въедается глубже в корпус.

Предотвратить такое воздействие можно и даже нужно, ведь легче бороться с процессом, которые только начинается, чем с прогрессирующим разрушением кузова.

Вы подвергаете автомобиль опасности уже тогда, когда ставите холодную машину (если на улице зима) в отапливаемый гараж. Риск разрушения повышается также, если в гараже нет правильно оборудованной вытяжки.

При резком перепаде температуры металлические части тотчас покрываются конденсатом из окружающего воздуха, и ржавчина немедленно начинает своё разрушающее воздействие — прямо как штамм микробов в грязной ране.

Ржавчина на автомобиле с большей вероятностью образуется на автомобиле, хозяин которого не занимается ежедневной очисткой его днища в холодное время года. Чистка и обработка днища носит кратковременный эффект, но это то же самое, как и чистка зубов.

такую ржавчину уже не убрать

После очередного приёма пищи приходится чистить их вновь, однако это необходимая мера, если вы хотите иметь здоровые зубы. То же самое и с днищем автомобиля, которое покрывается песком и водой после каждой поездки. Вы значительно уменьшаете риск образования коррозии постоянной профилактикой.

Вещества, разрушающие металл, находится в самом городском воздухе, не только в воде. Оксид азота, диоксид серы, аммиак и хлор — это те элементы, которые образуются от выхлопа автомобилей. Эти вещества оседают на автомобиле и ведут свою подрывную деятельность круглые сутки.

В теплое время года лакокрасочное покрытие машины страдает по другой причине: в него летят частицы асфальта и песок. Та грязь, которая прилипает к дну автомобиля и его крыльям во время дождя, может сохнуть долго и после того, как на улице снова станет жарко и сухо.

Вы должны вовремя смывать грязь, иначе разрушающий процесс будет пожирать ваше авто так быстро, как сможет. Значит, вам нужно прилагать все силы, чтобы поддерживать автомобиль в чистоте круглый год, и тогда вам не придётся думать, как убрать ржавчину.

Техника удаления «рыжиков»

Элементарное зашкуривание ржавого места до живого металла под последующую покраску никаких преимуществ не дает. Дело в том, что при таком раскладе ржавчина полностью не остановлена, а значит вскоре краска вздуется вновь. Исследовав пораженный участок обычной лупой, вы обнаружите, что в раковинах остались окислы. Их не видно обычному глазу после обработки наждачным полотном, но они есть и будут прогрессировать при малейшем воздействии влаги. Поэтому, важно не только удалить видимые «рыжие» точки, а и нейтрализовать окисление на химическом уровне.

Остановить коррозию можно одним из способов:

  • Ортофосфорная кислота (содержится в преобразователях ржавчины).
  • Пескоструйная обработка.
  • Электрохимическая чистка.

Техники не лишены недостатков и дают различный эффект. Впрочем, каждая из них активно применяется и будет рассмотрена ниже.

Избавившись от ржавчины, следует обработать металл грунтами, краской и лаком. Секрет долгоиграющего ЛКП состоит не только в правильной нейтрализации коррозии, а и использовании грунтов на различной основе:

  • Кислотный грунт (2 слоя с промежуточной сушкой 20 минут).
  • Акриловая грунтовка (2-3 слоя с промежуточным подсушиванием 10-20 минут).
  • Акриловая краска (2 тонких слоя с паузой 10 минут).
  • Лак (2 слоя с промежуточной сушкой 10-15 минут).

Поверхность под акриловый грунт и под первую покраску должна быть обязательно матирована. Риски повышают адгезию наносимого слоя с кузовом. Для зашкуривания обычно применяется наждачка Р2000, смоченная в воде.

Важно! Грунт, как и лак, обязательны к использованию. Комбинация автомобильных грунтов позволяет создать надежную связь краски с металлом. Лак же закрывает акриловый грунт и краску, которые склонны к впитыванию влаги.

Современные антикоррозийные средства

Правильный выбор качественной автомобильной химии – необходимое условие для успешной антикоррозионной обработки кузова и порогов автомобиля. А выбрать и не так просто – на рынке представлено множество антикоров с разным уровнем эффективности. Как сделать правильный выбор?

Как уже отмечалось, удаление ржавчины лучше производить ортофосфорной кислотой, нейтрализатором ВСН-1, либо цинкоровым комплектом. А вот для последующей антикоррозионной защиты разных поверхностей кузова (внешних и внутренних) используются разные химикаты.

Внешняя обработка

Для обработки внешних кузовных поверхностей оптимально подойдут жидкий пластик, ПВХ-пленка на основе каучуковых смол и комбинированная битумная мастика. Это плотные синтетические составы, которые выдерживают серьезные температурные перепады, высокий уровень влажности и воздействие агрессивных химикатов.

Из лучших вариантов посоветуем мастики брендов Dinitrol, Liqui Moly, Body 930, Tectyl Bodysafe. Они наносятся слоем до 4 мм, создают внутренний эластичный слой и способны до 18 месяцев обеспечивать надежную защиту поверхностей от ржавчины.

Как остановить ржавчину на кузове автомобиля?

Итак, удалить «рыжики» — это значит убрать следы окисления, остановить коррозию и покрасить пораженный участок. В зависимости от типа повреждения рыжие следы убираются обычной наждачной бумагой с размером зерна не грубее Р120 (под шпатлевку) или Р1000 (под покраску).

Преобразователь ржавого металла

Поклонников химического способа остановки коррозии привлекает его простота и весьма неплохой результат. К примеру, инструкция на обратной стороне «Цинкаря» предлагает использовать средство по следующему сценарию:

  • Очистить поверхность от рыхлой ржавчины.
  • Встряхнуть флакон.
  • Втереть жидкость кистью в пораженный участок.
  • Дождаться полного высыхания.
  • Удалить остатки обычной волосяной щеткой (кистью, ветошью).
  • Повторить пункты 3-5. Минимальное количество циклов повтора – 2.
  • Окрасить полученную поверхность.

Опыт показывает, что преобразователи ржавчины работают. Покрытия, исполненные без нарушений технологии, беспроблемно «выхаживают» два-три года в суровом влажном климате. Жалобы на низкий эффект химической остановки коррозии как правило связаны с большой паузой между обработкой преобразователем ржавчины и покраской. Например, выдержка составляет две недели, месяц и более, в то время, как должна исчисляться максимум часами.

Что до практики применения преобразователей ржавчины, то здесь не все так однозначно. Время реакции химии с оксидами металла может длиться до 20-30 минут. Количество повторов может доходить до 6-7. Результат, которого стоит добиваться – чистая поверхность без черных и рыжих следов с характерным матовым налетом.

Ошибочно полагать, что одного «Цинкаря» достаточно для защиты кузова от коррозии. Да, средство создает защитное цинко-марганцовистовое покрытие, но упускается один важный момент. Имеющаяся поверхность не была подвержена пассивации, а значит химически активна и склонна к коррозии. Отсюда и жалобы, что преобразователи, содержащие цинк, неэффективны.

Из обилия растворов стоит выбирать те, которые нейтрально относятся к ЛКП, соседствующей с пораженной зоной. Статус популярных заслужили следующие средства:

  1. Цинкарь.
  2. Hi-Gear No Rust.
  3. Permatex.

Пескоструйная обработка

Так называемый «пескоструй» отлично истребляет следы коррозии. Спрос сдерживают высокие требования, из-за которых стоимость обработки дефекта становится заоблачной:

  • Высокая мощность компрессора.
  • Песок должен быть сухим.
  • Для распыления абразива нужна специальная насадка.

К тому же, невозможно аккуратно обработать маленький участок, не навредив смежным областям. К примеру, обработка внутренних поверхностей дверей немыслима без демонтажа самих дверей, иначе весь салон будет в песке.

Электрохимический способ остановки коррозии

Травление – самый удачный, недорогой и быстрый метод удаления ржавчины. Эта технология с лихвой перекрывает один из недостатков преобразователей: медленное воздействие. Электрохимическая реакция позволяет снять ржавый налет размером с ладонь буквально за 5-15 минут. Плюсом к тому ржавчина вытравливается даже из труднодоступных раковин, едва видимых под микроскопом. А отсутствие ржавчины на очаге цинкования – важное условие для надежной адгезии цинка с металлом, о чем мы еще поговорим.

Итак, для работы понадобятся:

  • Кальцинированная сода, разведенная с водой в соотношении одна столовая ложка на стакан воды.
  • Электрод из нержавеющей стали (например, ложка, болт или пластинка небольших размеров).
  • Лампа накаливания ближнего света (50W).
  • Провода, крокодилы, патрон/клеммы для лампы.
  • Ветошь. Желательно использовать синтетическую ткань, нежели х/б. Цвет ткани – белый.

Идея работы состоит в том, что электрод подсоединяется к «+» АКБ через сопротивление (лампу). «Минус» — как и положено, находится на кузове. На электрод наматывается тонкий слой тряпки, после чего вся конструкция окунается в раствор кальцинированной соды с водой. Далее пластинка намоченной ветошью прислоняется к металлу и круговыми движениями водится по пораженному участку. Тряпочку необходимо регулярно смачивать, допускать высыхания нельзя. К тому же следует следить за ее целостностью и не допускать соприкосновения металла электрода с кузовом.

Важно! Плюсовую клемму АКБ на время работ необходимо отсоединить.

Результат, к которому следует стремиться – чистый металл без ржавых и черных точек. Достигнуть этого одним лишь электролитическим способом непросто. Поэтому, метод рекомендуется комбинировать с механической чисткой:

  • Обработка электродом участка в течение 1 минуты.
  • Чистка дрелью/болгаркой/шуруповертом с насадкой.
  • Полученная грязь ликвидируется чистой ветошью.
  • Пункты 1-3 повторяются.

Комбинировать электрохимию с механикой полезно. Грязь после работы чистящего круга говорит о наличии ржавчины, в то время, как чистая поверхность указывает на то, что травление успешно завершено. Разумеется, убирать раствор перед проходом круга нельзя.

К слову, несколько замечаний о лампе. Основное назначение лампочки – не допустить короткого замыкания при соприкосновении металла электрода с кузовом. Не последняя роль элемента освещения и в электрохимической реакции: большой ток здесь ни к чему. Еще по яркости лампы отслеживают ход реакции: тусклый свет говорит об активном ходе удаления ржавчины, яркий же указывает на скорое завершение процесса травления.

Подготовка к удалению ржавчины

Первым делом нужно обеспечить место для работы, чтобы получить беспрепятственный и удобный доступ к любой точке кузова. Затем следует демонтировать накладные элементы (бамперы, фары, решетки и т.п.) и хорошенько моем автомобиль. В противном случае какие-то ржавые участки окажутся скрытыми от ваших глаз.

Мыть машину лучше на автомойке, но можно и самому — с обязательным применением хорошего автошампуня.

Далее производим тщательный осмотр, который выявит поврежденные ржавчиной места. Особое внимание следует уделить «зонам риска»: пороги, колесные арки, нижнюю поверхность дверей. Очаги коррозии различают по степени тяжести и внешнему виду. На кузове автомобиля можно встретить следующие внешние проявления ржавчины:

Косметические проявления ржавчины на металле

Поверхностные проявления ржавчины на металле

Язвенные и точечные проявления ржавчины на металле

Пористые проявления ржавчины на металле

Слоистые проявления ржавчины на металле

Сквозные проявления ржавчины на металле

  • косметические
    в виде нарушения лакокрасочного покрытия — помутнение, потеря глянца, вспучивание, растрескивание, отслаивание. Наиболее часто возникают в местах соприкосновения элементов кузова с накладными деталями (бамперами, фарами, стеклами, ручками и т.п.);
  • поверхностные
    , имеющие вид гладких рыжеватых пятен, — наблюдаются на ранних стадиях развития ржавчины. Характеризуются небольшой глубиной проникновения в металл, располагаются локальными участками;
  • язвенные
    возникают в отдельных точках. Ржавчина поразила металл на малые или средние глубину и площадь. Появляются обычно в местах механических повреждений;
  • точечные
    представляют собой «узоры», состоящие из небольших точек. Имеют большую глубину. Быстро растут вглубь и вширь;
  • пористые
    — рыхлые красновато-коричневые пятна. Ржавчина начала проникать вглубь, верхний слой металла разрушен. Площадь поврежденных участков увеличивается, пятна смыкаются между собой;
  • слоистые
    — металл принимает вид «листочков», расслаиваясь на отдельные пластинки;
  • сквозные
    — последняя стадия, разрушаться больше нечему. Края «пробоины» стремительно «съедаются» ржавчиной, расширяя поврежденный участок. Очень скоро ремонт станет невозможен, понадобится полная замена детали кузова.

Определив вид и количество имеющихся повреждений, задаемся вопросами: «можно ли выполнить удаление ржавчины с кузова автомобиля своими руками» и «что понадобится для борьбы с ржавчиной».

Как оцинковать кузов подручными средствами

Бытует мнение, что цинковый слой, оставленный преобразователями ржавчины, более уязвим, нежели аналог, полученный в результате электрохимической реакции. Факты – тому подтверждение: неокрашенные участки после «Цинкаря» покрываются ржавчиной спустя неделю, тогда как надежно оформленный электрохимический слой не подает дефектных признаков после полугода года ежедневной зимней эксплуатации.

Для оцинковки потребуется следующий инструмент:

  • Дешевая солевая батарейка размером побольше. Ее содержимое упаковано в цинковый корпус, который нам и понадобится. Чтобы удостовериться, что в руках нужная батарейка – поднесите к ней магнит. Соляные источники питания не магнитятся.
  • Паяльная кислота. Используется в качестве электролита и как дополнительный источник цинка.
  • Лампа Р21/5W. Используется в качестве сопротивления на «плюсовой» ветке.
  • Ветошь, провода и сопутствующая электрооснастка, заимствованная у предшествующей операции травления.
  • Пищевая сода. Потребуется на финише.

От батарейки нужен только корпус, который будет служить электродом. Поэтому, извлекаем любыми доступными способами содержимое батарейки и вырезаем пластинку оптимальных габаритов. Собираем схему: «минус» — на кузов, «плюс»: АКБ-лампа-электрод. Наматываем на электрод ветошь, макаем в паяльную кислоту и быстрыми круговыми движениями обрабатываем металл.

Важно учесть, что реакция идет с выделением большого количества теплоты. Поэтому, поглядываем на тряпочку – она может подгореть. По аналогии с травлением необходимо помнить, что короткое замыкание цинкового электрода на кузов ни к чему. Наличие лампы – обязательно. Она ограничивает ток, читай, способствует нанесению равномерного слоя цинка. Электрод необходимо периодически менять.

После всех манипуляций соляную кислоту, оставленную на кузове батарейкой, необходимо вытравить. Для этого используется раствор воды и пищевой соды. Разводим столовую ложку в стакане воды и наносим кистью на оцинкованный участок. Как только перестанет шипеть – обработка закончена. Смываем водой и приступаем к контролю.

Так, спустя сутки намеков на ржавчину быть не должно. Если таковые есть, то травление ржавчины и нанесение цинка повторяется.

Не стоит оставлять цинк в открытом состоянии более, чем на 48 часов. Покрытие непассивировано, а потому слой цинка от контакта с влагой постоянно уменьшается. Матировать оцинкованный металл воспрещено – сразу же наносится кислотный грунт и далее по сценарию…

Готовимся к ремонту — что купить в автомобильном магазине?

Процесс удаления ржавчины подразумевает не только работу с коррозией, но и дальнейшую эстетическую отделку места разрушения металла. Вам необходимо выбрать один из методов нейтрализации ржавчины, а затем использовать шпатлевку, грунтовку и краску для придания кузовной детали нормального внешнего вида. Для выполнения первой стадии работы, то есть удаления коррозии, вам понадобится комплект инструментов и средств в соответствии с выбранным методом:

  • крупнозернистая наждачная бумага и держатель для ее более эффективного использования (подходит для снятия коррозийных мест на ровных участках кузова);
  • специальный круг для болгарки, который аккуратно снимает небольшой слой металла и позволяет провести основательный ремонт поврежденного места;
  • щетка по металлу — это самый грубы способ удаления коррозии, который не всегда приводит поврежденное место в идеальное состояние;
  • специальная жидкость под названием «нейтрализатор ржавчины» — таких средств в магазинах полно, но их эффективность остается спорным вопросом.

Отличный ремонт можно выполнить только с помощью болгарки и специального круга для кузовного ремонта. Его использование позволит вам легко получить максимальный результат и быстро выполнить подготовительный этап работы.

Отдельно нужно заметить особенности использования жидкостей. Для владельца авто применение химии выглядит самым оптимальным вариантом. Но помните, что при попадании на лакокрасочное покрытие вне зоны поражения эта жидкость съедает краску. А вот с коррозией бороться у нее получается не всегда. Да и неровности, образованные от ржавчины, она не снимет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: