Чем промыть систему охлаждения двигателя в домашних условиях

Во время эксплуатации и обслуживания двигателя внутреннего сгорания в обязательном порядке требует периодическая замена рабочих технических жидкостей. К таковым относят моторное масло, трансмиссионное масло в коробке передач, тормозную жидкость и жидкость системы охлаждения. Перед заменой в ряде случаев требуется предварительная промывка указанных систем и агрегатов.

Рекомендуем также прочитать статью о том, следует ли использовать промывку двигателя перед заменой масла. Из этой статьи вы узнаете о том, когда необходимо и когда не следует промывать мотор.

Промывка системы охлаждения двигателя и замена охлаждающей жидкости (ОЖ) является ответственной процедурой, которую желательно производить не реже 1 раза в 2-3 года или каждые 70-80 тыс. км. пробега, что будет зависеть от качества залитой жидкости в системе охлаждения. От нормальной работы системы охлаждения ДВС и качества ОЖ напрямую зависит противодействие перегреву мотора, эффективность поддержания рабочей температуры двигателя при любых условиях и режимах работы двигателя, ресурс автомобильного радиатора, радиатора отопителя, водяного насоса (помпы) и соединительных патрубков

Причины засорения системы охлаждения

Часто случается, что после заправки системы охлаждения свежей жидкостью, она быстро темнеет, в радиаторе появляются характерные звуки. Это говорит о загрязнении магистралей системы, снижении ее пропускной способности. Ухудшается качество отвода тепла от рабочих элементов двигателя, снижаются мощностные характеристики транспортного средства в целом (в среднем на 10%).

В трубках радиатора скапливается пыль, на стенках образуются специфические отложения. Химический состав накипи различен, в зависимости от вида охлаждающей жидкости, заливаемой в систему. В качестве ОЖ, чаще всего используются вода, антифриз.

При использовании воды, залитой непосредственно через горловину радиатора, в теплое время года на трубах образуется слой накипи. С наступлением зимних морозов вода замерзает, приводя систему в негодность.

Антифриз – более эффективное охлаждающее средство, устойчивое к перепадам температур окружающей среды. Однако, с течением времени, его состав начинает постепенно распадаться на отдельные фракции. Вследствие попадания продуктов распада антифриза в каналы системы, происходит ее засорение.

Выбор места для работы

К выбору места для замены охлаждающей жидкости в системе необходимо подходить с тем, чтобы оно было максимально удобно для таких работ. Стоит понимать, что сливная пробка зачастую находится в труднодоступном месте — снизу радиатора.

Не стоит забывать, что сливная пробка является металлической частью конструкции системы охлаждения двигателя, которая постоянно находится под воздействием высоких температур и может запросто прикипеть. Это значительно усложняет ее откручивание и для этих целей понадобиться более удобное место, чтобы подступиться к ней и сорвать с резьбы.

Последствия недостаточного охлаждения мотора

В результате вредных воздействий перепадов температур в работающем двигателе, на внутренних поверхностях шлангов, патрубков, трубок системы охлаждения появляется толстый налет в виде накипи. Образовавшийся слой обладает низкой теплопроводностью, что противодействует качественному охлаждению трущихся деталей и узлов двигателя внутреннего сгорания. При возникновении отложений в трубках нарушается процесс теплообмена между охлаждающей жидкостью и силовым агрегатом, что приводит к его перегреву. Тепло не в состоянии проникнуть сквозь накипь, скопившуюся на стенках трубок.

Существенный вред приносят также инородные частицы:

  1. Грязь, пыль.
  2. Металлическая стружка.
  3. Скопления мелких насекомых.

Мелкие фрагменты, попадая в систему вместе с охлаждающей жидкостью, засоряют магистрали. Это приводит к ускоренному перегреву мотора.

Воздушные пробки также могут стать причиной поломок двигателя. При их возникновении затрудняется отвод тепла из зоны образования повышенных температур. В результате продолжительной эксплуатации авто с воздушными пробками, такие дорогостоящие элементы силового агрегата, как цилиндры, поршни, коллекторы, перегреваются и выходят из строя.

Необходимость прочистки

Для того чтобы избежать внезапного выхода из строя системы охлаждения двигателя автомобилей различных марок, нужно регулярно проводить профилактические работы, требующие знания, как чистят радиатор, а также как часто нужно выполнять все манипуляции. Опытные водители предпочитают для чистки радиатора автомобиля использовать не только специальные эмульсии, но и средства, хорошо известные многим и весьма эффективные, применить которые можно в условиях личного гаража при выполнении чистки радиатора охлаждения самостоятельно без привлечения специалистов.

Важно промыть охлаждающее устройство автомобиля вовремя, предотвратив появление или удалив скопление ржавчины и масла. Промывать систему охлаждения двигателя можно в теплое время года и в межсезонье, выполнять данную процедуру зимой мастера не рекомендуют. Когда же требуется чистка?

Для того чтобы водителю понадобилось самостоятельно очистить систему охлаждения, существует несколько причин:

  • поломка печки в салоне авто;
  • быстро перегревается движок;
  • нарушения в функционировании помпы;
  • снижение качества и скорости реакции на поступающий от реостата сигнал;
  • вентилятор не эффективно работает на высоких оборотах.

Понять, что наступило время проводить чистку системы охлаждения двигателя машины, позволяют и показания датчика температуры, постоянно свидетельствующие о ее стремительном повышении.

Для обеспечения нормальной функциональности системы охлаждения автомобиля водители используют различные ОЖ (охлаждающие жидкости), все они приводят к образованию на стенках трубок, составляющих автомобильный радиатор, накипи, твердых отложений, скопления масла или продукта коррозии. Просвет трубок сужается, прохождение жидкости для охлаждения затрудняется, и в результате ухудшается функциональность мотора, а многие его детали попросту выходят из строя.

Промывать радиатор нужно как внутри, так и снаружи. При наружной чистке с его поверхности удаляют частички грязи или остатки попавших сюда во время движения насекомых. О том, что пора задуматься над тем, как очистить радиатор автомобиля изнутри, говорит горящая приборной панели лампочка со значком радиатора.

Если двигатель часто перегревается, значит, пора выбрать, как и чем промыть радиатор автомобиля самостоятельно в домашних условиях, доставив необходимые средства и, возможно, сняв устройство.

Правило гласит, что промывку агрегата необходимо проводить не реже чем 1 раз в 10-12 месяцев, и сделать это можно, используя средство для чистки радиатора, приготовленное своими руками. В противном случае даже недавно залитая охлаждающая жидкость теряет все свои качества, темнеет и требует повторной замены уже через несколько десятков километров пробега. Большинство автовладельцев, имеющих многолетний водительский стаж, точно знают, чем промывать систему охлаждения для того, чтобы быстро и качественно удалить все скопившиеся на внутренней поверхности трубок радиатора отложения. Рекомендуемое ими средство для приведения в порядок устройства доступно каждому, не требует значительных материальных затрат и отличается высокой эффективностью.

По мнению знающих водителей, лучше всего промыть систему охлаждения двигателя лимонной кислоты раствором или 9% уксус, разбавив водой.

Средства для промывки системы охлаждения

Среди наиболее доступных средств, вода занимает первое место. Однако известно, что в ней растворены различные химические соединения, образующие накипь на стенках трубопроводов, которая вызывает необходимость повторных чисток системы. Во избежание осложнений, опытные автовладельцы рекомендуют воспользоваться дистиллированной или прокипяченной водой.

При возникновении вопроса, чем лучше промыть систему охлаждения двигателя, рекомендуется изучить предложения авторынка. Торговая сеть предлагает специальные очистительные средства, выпускаемые химической промышленностью, в большом ассортименте. Предлагаемые препараты качественно очищают элементы системы охлаждения автомобиля. Перед покупкой наиболее подходящего средства рекомендуется ознакомиться с существующими видами продукции, т. к. для уничтожения загрязнений применяются вещества, обладающие различным химическим составом.

По методу воздействия, очистительные препараты разделяются на несколько категорий:

  1. Нейтральные.
  2. Кислотные.
  3. Щелочные.
  4. Двухкомпонентные.

В состав нейтральных жидкостей не входят вещества агрессивного действия. В связи с этим, они обладают меньшей эффективностью, по сравнению с другими аналогами. Их применение рекомендовано в целях профилактики.

При изготовлении веществ кислотного действия, производители не включают в их состав кислоту в неразбавленном виде, т. к. данные соединения обладают повышенной агрессивностью. Промывочные жидкости кислотной среды нейтрализуют и выводят образования в виде накипи и других отложений неорганического происхождения.

Аналогично кислотным, щелочные вещества также не встречаются в концентрированном состоянии. Их используют для удаления загрязнений органического типа.

В состав двухкомпонентных препаратов входят соединения кислотной и щелочной среды. При постепенном воздействии данных веществ, загрязнения всех видов отлично удаляются из системы охлаждения.

Совет: Не рекомендуется заливать одновременно два препарата различного действия. Неправильное сочетание веществ, обладающих кислой и щелочной средой, не принесет ожидаемого результата. Жидкости взаимно нейтрализуют друг друга, могут причинить вред, вызвать дополнительные неисправности. Случается, что при использовании чистящих средств повышенной концентрации, детали, изготовленные из пластика и отдельных видов резины, приходят в негодность.

Что нельзя заливать для промывки

  • Кока-кола. Благодаря множеству роликов в интернете американский сладкий напиток стал чуть ли не панацеей от избавления от накипи. Нужно помнить, что в одном стакане Коки содержится до 5 ложек сахара. При прогреве двигателя до рабочей температуре частички колы нагреваются и застывают, образуя плотный налет.
  • Бытовые моющие средства. Фэйри, Калгон, Крот — средства, которые применяют в быту для мытья посуды, очистки нагревательных элементов, систем канализации. Эти вещества не предназначены для промывки системы охлаждения авто, и если не навредят, то точно не принесут пользы.
  • Самодельные смеси. Для достижения максимального эффекта отдельные автолюбители советую смешать две части соды и по одной части уксусной и лимонной кислоты, разбавив смесь в воде. Полученный состав разъедает пластиковые и резиновые элементы, практически не влияет на очистку системы охлаждения.

Как промыть систему охлаждения двигателя дистиллированной водой своими руками

Данная процедура проводится после охлаждения двигателя под открытым небом в летний период, либо в помещении гаража зимой. Сначала нужно избавиться от отработанной жидкости. Действия проводятся в следующем порядке:

  • установить машину на ровной площадке;
  • открыть крышку капота;
  • разместить емкость для сбора использованного антифриза;
  • отвинтить сливные пробки (в двигателе, радиаторе);
  • дождаться полного слива жидкости.

Интересно: Внешний вид отработанного материала расскажет об общем состоянии всей системы. Особенно нужно обратить внимание на присутствие в жидкости характерных разводов моторного масла, а также инородных частиц в виде металлической пыли, ржавчины, фрагментов накипи и пр.

Очищение системы охлаждения с использованием дистиллированной воды, считается наиболее доступным экономичным методом, занимающим минимальное количество времени.

Для чего нужно вымывать охлаждающую систему и радиатор

Многие из отечественных автолюбителей пренебрегают промывкой и совершенно напрасно. Процедура не относится к трудоемким и ее вполне можно выполнить в гараже собственными силами. Владельцы автомобилей ВАЗ много лет делают это самостоятельно, как, впрочем, и другие виды ремонтных работ. Все рекомендации вполне справедливы и выполнимы и для обладателей импортных транспортных средств.

Радиатор и трубопроводы засоряются в процессе эксплуатации. В них откладываются продукты разложения охлаждающих жидкостей, всевозможные масляные и жировые отложения, частицы ржавчины и другая различная накипь. Вследствие этого работоспособность радиатора и всей системы охлаждения снижается. Лучше вовремя провести промывку, и дальше я расскажу, как это сделать.

Неисправности радиатора могут послужить причиной дорогостоящего ремонта, а то и замены комплектующих. Существует достаточно много способов, которые помогут избавиться от ржавчины и других видов налета и загрязнения. Процедуру промывки с одновременной заменой антифриза рекомендуется делать хотя бы раз в пару сезонов. Окончательная периодичность зависит от условий эксплуатации конкретного транспортного средства.

Как промыть систему охлаждения двигателя лимонной кислотой

Если в отработанном материале замечено большое количество мелких частиц накипи, лучше всего воду для промывки подкислить. В качестве добавочного средства рекомендуется использовать кислоту (уксусную, лимонную). Для повышения эффективности данного метода можно увеличить процентное содержание кислоты в растворе и создать температуру в двигателе от +60 до 90°С.

Рекомендованная концентрация моющего раствора: к 5 литрам воды добавить 100 г лимонной кислоты.

Способ использования полученного раствора ничем не отличается от метода, описанного в предыдущем разделе.

Как слить из системы охлаждения старый антифриз

Слив антифриза из системы охлаждения является неотъемлемым шагом по его замене и промывки. Сам процесс замены охлаждающей жидкости весьма прост, не требующий больших знаний в механике. Заменить своими руками антифриз можно в течении всего нескольких часов.

Для того чтобы быстро слить старый антифриз необходимо установить автомобиль на ровную площадку. Это может быть яма, или эстакада, где можно будет удобно работать. После этого следует дождаться остывания двигателя и антифриза, что позволит избежать возможных ожогам. При нагревании антифриза в системе поднимается давление, что может привезти к его разбрызгиванию при открытии.

На следующем этапе необходимо найти сливную пробку, которая зачастую находится внизу радиатора. Под сливом следует поставить заранее подготовленную емкость, в которую будет стекать отработанная жидкость и начать откручивать пробку, или патрубок для слива. Делать это нужно медленно, чтобы избежать разбрызгивания антифриза.

После того как большая часть жидкости уже вышла из системы, необходимо открутить крышку на заливной горловине радиатора, что ускорит процесс слива и при помощи ключа зажигания несколько раз провернуть стартер. Такая процедура позволит вывести полностью всю отработанную охлаждающую жидкость из СОД.

Какими средствами можно промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины

В состав антифриза входят специальные присадки, улучшающие технические характеристики охлаждающей жидкости. Однако, после окончания эксплуатационного срока, данное вещество постепенно разлагается на отдельные химические компоненты. Продукты разложения скапливаются на трубках и металлических деталях системы, в виде вредных солевых отложений, ускоряя процессы окисления. Пятна ржавчины – главный враг системы охлаждения и двигателя в целом.

Наряду с накипью, органическими соединениями, ржавчина способствует снижению теплопроводности трубок. Водяной насос подает жидкость в недостаточном количестве, по этой причине возрастает вероятность остановки термостата с последующим перегревом двигателя.

Только тщательное удаление ржавчины, отложений, накипи и замена антифриза уберегут мотор от поломок вследствие перегрева.

Перед непосредственной промывкой системы от ржавчины, рекомендуется проанализировать состояние ОЖ и системы в целом. Степень загрязнения антифриза оценивается по следующим факторам:

  • содержание хлопьев в жидкости;
  • степень прозрачности;
  • изменение оттенка;
  • наличие посторонних примесей.

Внимание: Жидкость, находящаяся в бачке, имеет высокую температуру и при разгерметизации системы выплескивается наружу. С целью соблюдения техники безопасности, перед отвинчиванием крышки бачка рекомендуется выждать, пока мотор полностью остынет.

Если замечено, что ОЖ окрашена в темно коричневый цвет, это свидетельствует о скоплении ржавчины в системе. При этом необходимо провести не обычное простое, а глубокое очищение системы, с затрагиванием таких узлов как:

  1. Рубашка охлаждения.
  2. Радиатор отопителя.
  3. Каналы деталей.

Когда необходима промывка?

Внутреннюю очистку рекомендуется производить минимум раз в год. Лучше всего этим заниматься после окончания зимы. Определить точное время помогает световой индикатор с изображением радиатора. Помимо этого существуют и другие признаки, по которым можно судить о необходимости очищения.

К ним относятся:

  1. Систематические перегревы двигателя и сбои при его запуске.

  2. Инерционность реостата, заторможенный ответ на его сигнал.
  3. Высокие температурные показания датчика охлаждающей жидкости.
  4. Перебои в работе помпы, сигнализирующие о проблемах в системе.
  5. Изменение оттенка и запаха хладагента в расширительном бачке.

Чем промыть систему охлаждения двигателя от масла

Специальные химические средства рассчитаны на удаление загрязнений в более широком диапазоне. При помощи таких составов хорошо устраняются не только накипь и ржавчина, но и отложения в виде жиров и прочих органических веществ.

Водители часто используют специальный герметик для устранения течей антифриза. При этом замечено, что действие данного средства носит кратковременный характер. При этом работа всей системы ухудшается. На вопрос, чем промыть систему охлаждения двигателя от герметика, ответ простой: можно воспользоваться методами, описанными выше, но только с добавлением специальных фирменных промывок, например, от компании LIQUI MOLY.

Стоит ли промывать систему после применения герметика

При удалении накипи и всевозможных отложений, как в шлангах, так и на радиаторе, очистители системы охлаждения рекомендуется использовать еще до нанесения герметика. Это поможет устранить все образования без остатка. В результате, узлы будут работать в штатном режиме и надежно отводить тепло, препятствуя перегреву двигателя.

Промывка системы охлаждения должна проходить по всем правилам. Перед прочисткой следует полностью слить антифриз и осушить шланги, а после применения соды, уксусной кислоты и других веществ, промыть их несколько раз проточной водой.

Признаки засора охладительной системы

В процессе работы двигателя установка охлаждения обеспечивает комфортный температурный режим. Неправильная работа установки охлаждения приводит к нарушению баланса температурного режима.

Свидетельства того, что системе охлаждения требуется очистка:

  • перегревается двигатель;
  • плохо греет печка внутри салона автомобиля;
  • часто включается вентилятор охлаждения;
  • при нагреве из расширительного бачка выплёскивается антифриз;
  • нижняя часть радиатора остается холодной, тогда как верхние патрубки нагреваются.

Очистка бывает внутренней и наружной. Внутренняя очистка нужна для того, чтобы избавиться от излишков моторного масла, частиц коррозии и остатков хладагентов. Наружная очистка включает в себя мойку всех внешних деталей и узлов системы охлаждения от грязи и налипших насекомых.

Почему важно ухаживать за системой охлаждения (СО)

Система охлаждения автомобиля – его важнейший элемент, что особенно актуально для машин, двигатель которых охлаждается жидкостью. Некорректное функционирование системы способно стать поводом для негативных последствий, среди которых:

  • Перегрев движка, его нестабильная работы, поломка дорогостоящей детали;
  • Износ нагревательного элемента;
  • Износ помпы;
  • Плохое функционирование обогрева.

Зачастую причиной проблем является засорение радиатора, и других деталей механизма. Если разобрать СО, то внутри можно обнаружить следы коррозии, слой накипи, остатки отработанной жидкости, масла, и прочие засорения, негативно отражающиеся на работе. К слову, это касается машин, которые находятся на ходу более двух лет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: